Home Работы Памятники Памятник маршалу Г. К. Жукову.

Памятник маршалу Г. К. Жукову.

ЖУКОВ. Георгий Константинович (1896-1974)

Военачальник, маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза.

Московский парк Победы

Памятник Г. К. Жукову

Памятник маршалу Г. К. Жукову открыт 7 мая 1995 г. на Аллее Героев Московского парка Победы в честь 50-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Авторы — ск. Я*Я*Нейман* арх. Ф. А. Гепнер. В 1992 г. проводился открытый конкурс на создание памятника, из 30 представленных проектов лучшим был признан проект ск. Я.Я. Неймана. Бронзовая статуя представляет маршала в шинели, стоящим в рост, на голове — фуражка, в правой руке он держит перчатку. Монумент передает героический образ Г.К.Жукова, наделенный характерными портретными чертами. Статуя рассчитана на круговой обход и установлена на серо-розовом полированном гранитном постаменте в форме усеченного конуса. На основании статуи сверху монограмма ск. Я.Я.Неймана и дата: ян 1994//. На лицевой стороне постамента надпись: //МАРШАЛУ ЖУКОВУ//. Текст размещен на бронзовом картуше, составленном из меча, пальмовой, дубовой и терновой ветвей. Памятник был выполнен на комбинате «Скульптура». Гранит добыт в карьере «Возрождение». Бронзолитейные работы проведены на заводе «Монументскульптура». В 1950 г. на этом месте предполагалась установка памятника И. В. Сталину.

Высота статуи — 4,05

Высота плннта — 0,30

Высота постамента - 3,45

 

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. — СПб./

 

Памятник Г. К.Жукову. Открыт 7 мая 1995 г. Установлен в парке Победы в Московском районе на Центральной аллее. Скульптор Ян Янович Нейман, архитекторы Филипп Аронович Гепнер, Алексей Григорьевич Леляков (1930-1996) (проект благоустройства территории). Бронза, гранит. Высота (без постамента) 410 см. Общая высота - 750 см.
Жуков Георгий Константинович (1896-1974), Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, с августа 1942 г. 1-й зам. наркома обороны СССР и зам. Верховного главнокомандующего. В сентябре — октябре 1941 г. командовал войсками Ленинградского фронта. Отправленный Хрущевым в отставку с поста министра обороны в 1958 г., Жуков находился не у дел и писал мемуары (опубликованы в 1969 г.), вскоре понадобившиеся органам пропаганды в период ресталинизации, поскольку к 1968 г. стало окончательно ясно, что десталинизация, начатая XX съездом КПСС, не состоялась. Именно в этот период Жуков становится не только популярной, но и мифологической фигурой — как один из «сталинских орлов», как главный носитель его стиля и главный исполнитель его воли. Особенное значение для мифологизации личности маршала имели киноэпопея «Освобождение» (реж. Ю.Н.Озеров, 1970-1972), 1 вышедшая на экраны еще при его жизни, — пик ресталинизации в области массового визуального искусства, а также кинофильм «Блокада» (по роману А.Б.Чаковского, реж. М.Ершов, 1975-1978), снятый в стилистике «Освобождения» почти как его продолжение. Общественный комитет по сооружению" памятника маршалу Жукову был создан с разрешения властей в 1982 г. Но только 18 декабря 1989 г. исполком Ленгорсовета принял решение № 975 «О проведении открытого конкурса на лучшее проектное предложение памятника Г.К.Жукову» (подача проектов до 16 ноября 1990 г., подведение итогов конкурса до 1 февраля 1991 г.; информацию о конкурсе см.: Памяти маршала // Вечерний Ленинград. 1990. 23 января). Между прочим, в соответствии с идеологическими обычаями того периода объявлению конкурса предшествовало письмо в главную городскую газету читателей-ветеранов с призывом создать памятник; Жукову (Стрелков Н., Полыциков В. Памятник полководцу // Ленинградская правда. 1988. 10 июля). Первоначальное место было выбрано тогдашним главным художником города Ф.К.Романовским - на пересечении пр. Стачек и пр. Маршала Жукова, на холме (где в 1946 г. был установлен обелиск, ныне входящий в состав ансамбля «Кировский вал» — см. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник. СПб., 2000. № 746). Памятник там и заложили, на закладном камне была сделана надпись: «Здесь будет сооружен памятник полководцу Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову. Заложен 5.5.1990» (Трефилов Ю. Останутся в сердцах потомков святы // Ленинградская правда. 1990.6 мая; Дорогин В. Легендарному полководцу // Вечерний Ленинград. 1990. 7 мая; впоследствии закладной камень был демонтирован). В конкурсе приняло участие 6 творческих коллективов, первую и вторую премии решили не присуждать, третью получил проект скульптора Э.М.Агаяна и архитекторов С.И.Соколова (бывший главный архитектор Ленинграда) и П.С.Соколова (стоящая фигура маршала с развернутой картой в руках, вырубленная из серого гранита) (см.: Маршалу Жукову // Ленинградская панорама. 1991. № 4. С. 28). Поскольку итоги конкурса устроителей не удовлетворили, было принято решение провести второй тур, по существу — второй конкурс. Его и провели в соответствии с распоряжением мэра № 764-р от 26.12.1991 «О проведении заказного конкурса на лучший проект памятника Г.К.Жукову», однако и он не дал однозначного результата (см.: Ильченко С. Памятник маршалу Жукову — продолжение конкурса // Вечерний Петербург. 1992.19 февр.). Был объявлен новый заказной конкурс, третий по счету; в нем приняли участие 13 коллективов (см. распоряжение мэра № 490-р от 26.05.1992 «Об утверждении нового состава жюри на лучший проект памятника Г.К.Жукову», которым утверждался состав жюри из 27 человек во главе с М.К.Аникушиным). Жюри рассмотрело 17 проектов, из которых 13 были заказаны, а четыре имели встречный характер (Ильченко С. Премия будет. А памятник? // Вечерний Петербург. 1992. 4 июля). 27 мая 1992 г. в Союзе художников состоялось общественное обсуждение проектов. «Внушительно-торжественная экспозиция включила в себя и скульптуру юноши <...>, и мемориал, недвусмысленно отождествляющий Георгия Константиновича с Георгием Победоносцем...» (Кожевникова Н. «По имени твоему и житие твое» — девиз одного из проектов памятника маршалу Г.К.Жукову // Невское время. 1992. 29 мая). На этом обсуждении разгорелся спор о месте установки. В третьем конкурсе победил проект скульптора Я.Я.Неймана и архитектора ФАГепнера. Второе место было присуждено Л.Л.Михайленку и В.А.Сохину, третье — П.А.Якимовичу, Б.Г.Костыгову, А.В.Кралину и Б.В.Черных. Как подчеркивал автор «Вечернего Петербурга», он же пресс-секретарь Комитета по культуре, «несмотря на дискуссии и злые выпады, конкурс <...> завершен» (Ильченко С. Премия будет. А памятник? // Вечерний Петербург. 1992. 4 июля).
Проект, получивший 1-ю премию, был предложен к реализации; проект благоустройства территории разработал архитектор АХЛеляков. Несмотря на то, что место уже было выбрано, продолжали звучать сомнения, предлагалось установить памятник в парке Победы (Румянцев Н., полковник в отставке. Еще раз о памятнике маршалу Г.К.Жукову // Санкт-Петербургские ведомости. 1993. 6 апр.). Тем не менее 2 августа 1993 г. появилось распоряжение мэра Петербурга № 626-р об установке памятника Жукову на пересечении пр. Стачек и пр. Маршала Жукова (были названы скульптор Нейман и архитектор Геп-нер), а 19 ноября 1993 г. Градостроительный совет согласовал эскизный проект художественной концепции объекта совместно с проектом благоустройства. Однако впоследствии выяснилось, что внутри холма проходит тепломаги-страль и памятник в этом месте ставить нельзя. Тогда В.Д.Кирхоглани, один из авторов планировки парка Победы в Московском районе, продолжавший оставаться его архитектором, предложил Нейману место на Центральной аллее. Тем более что, по первоначальному проекту 1952 г., здесь планировалась вертикальная доминанта — 16-метровый памятник Сталину, на тот момент уже отлитый, но не установлений из-за смерти «кремлевского горца» (потом этот монумент перевезли в Гори). Фундамент, однако, заложить успели. Кирхоглани мечтал установить на этом месте памятник-бюст Ленина общей высотой 600 см, поскольку потребность в вертикальной доминанте, естественно, ощущалась, но этого так и не произошло (см.: Кирхоглани В.Д. Парк Победы в Московском районе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. СПб., 1997. Вып. 4. С. 394).
После проверки памятник Жукову было решено ставить на «сталинский» фундамент, что закрепило распоряжение мэра № 75-р от 25 января 1995 г. «Об изменении места установки памятника маршалу Г.К.Жукову». Оно предписало произвести установку памятника в центральной части аллеи 1ероев парка Победы 5 мая 1995 г. (см. статью: Чулаки М.М. Отправлять ли Жукова в ссылку? // Вечерний Петербург. 1994. 4 февр., в которой автор предложил установить памятник Жукову именно на Центральной аллее парка Победы). Кстати, тем же распоряжением № 75-р был зарезервирован участок на пересечении проспектов Маршала Жукова и Стачек для увековечения памяти сентябрьских событий 1941 г. Фигуру отлили в феврале 1995 г., 3 марта на заводе «Монументскульпту-ра» начали контрольную сборку монумента (см.: Трефилов Ю. В бронзе, на века // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 4 марта), 22 марта — отделку скульптуры (см.: Сергеев А. <Володин А.С>. Великому полководцу // Вечерний Петербург. 1995. 23 марта), строительные работы на месте установки начались 27 марта 1995 г. Процесс работы осложнился тем, что к 50-летию Победы памятник Жукову в Петербурге планировал поставить и З.К. Церетели: на Марсовом поле, по свидетельству Я.Я.Неймана, мог появиться белый конь из каррарского мрамора, а на нем черно-бронзовая фигура маршала. Проект Церетели, если бы его начали осуществлять, мог отменить установку памятника Неймана. Идею Церетели поддерживала дочь Г.К.Жукова, Маргарита Георгиевна, однако этот проект, который мог стать апофеозом петербургского кича, в итоге отпал.
Памятник работы Я.Я.Неймана, возникший как одно из следствий мифологизации маршала Жукова и превращения его фигуры в культовую (не случайна оставленная одним из рецензентов картина открытия: «На холодном ветру реяли красные знамена коммунистов и имперские штандарты социал-патриотического движения „Держава". Кто-то держал плакаты „Сталин и Жуков — творцы победы". Ни одного российского триколора...» — Шароградский А. Маршал Жуков смотрит хмуро // Невское время. 1995. 11 мая), — один из самых удачных монументов последнего времени. Прежде всего он лаконичен: руки маршала опущены и практически лишены ложной патетики, вся экспрессия сосредоточена в широко расставленных ногах и с усилием разведенных плечах, знаком чего оказались упругие складки шинели на спине. Почти ничего внешнего, пафосного; «триумф воли», символ несдвигаемости, непоколебимости и беспощадности советского военачальника (о чем, между прочим, не преминули тогда же напомнить: Жеребов Д. Нужно ли ставить памятник маршалу Жукову? // Невское время. 1992. 21 февр.), которого поэт Н.М.Кононов выразительно назвал «полкодавом» (Кононов Н.М. Пароль: Зимний сборник. М., 2001. С. 71). Я.Я.Нейман отказался от использования свободной композиции и других возможностей, которые предоставляет бронза; в частности, отказался от фигурировавшего в эскизе бинокля в руке. Доминирует принцип лаконичной гранитной скульптуры. Правая рука опущена, в ней перчатка («след» бинокля). Фигура выше постамента в 1,2 раза, что характерно для современного монументального искусства вообще и для творчества Я.Я.Неймана в частности. Об открытии памятника см. также: Отрадина Л. Полководец полководцев // Вечерний Петербург. 1995. 6 мая; Трефилов Ю. Маршал Жуков на аллее Героев // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 7 мая; Орешкин А. Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда // Смена. 1995.11 мая.

/БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда - Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/