Home Работы Памятники Памятник И.С. Тургеневу.

Памятник И.С. Тургеневу.

ТУРГЕНЕВ, Иван Сергеевич (1818-1883) 

Писатель.

Манежная пл. - Итальянская ул., 12-а

Памятник И.С.Тургеневу.

Памятник И.С.Тургеневу открыт 14 августа 2001 г. в сквере на Манежной площади. Авторы - скульпторы В. Д. Свешников, Я. Я. Нейман, арх. Г. К. Челбогашев. Первоначально в 1999 г. был объявлен конкурс на создание бюста писателя для площади Тургенева. Однако по итогам общественного обсуждения было решено начать работу над памятником И.С.Тургеневу для Манежной площади. Закладка памятника произведена 3 ноября 1999 г., постамент установлен 10 июля 2001 г. Бронзовая статуя представляет сидящую фигуру писателя, опирающегося правой рукой на трость, на плечи накинуто пальто, лицо изображено в фас. Статуя отлита из бронзы в 2001 г. на заводе «Монументскульптура». Памятник установлен на прямоугольном ступенчатом постаменте из серого полированного гранита, изготовленного мастерами ЗАО ПО «Возрождение». На лицевой стороне постамента выбита надпись: //ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ//. Сзади слева на плинте статуи ПОДПИСИ: //СКУЛЬПТОРЫ: В. Д. СВЕШНИКОВ. Я. Я. НЕЙМАН. АРХИТЕКТОР Г. К. ЧЕЛБОГАШЕВ. ЛИТЬЕ ЗАВОДА «МОНУМЕНТСКУЛЬПТУРА»//. До 2001 г. на этом месте стояла бетонная статуя «Мать с детьми» (1950-е гг., утрачена).

Высота статуи - 3,15

Высота плинта - 0,15

Высота постамента - 1,44

Высота стилобата - 0,15

Вес статуи - 3,5 т

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. — СПб./

 

Памятник И.С. Тургеневу. Открыт 14 августа 2001 г. Установлен в Старо-Манежном сквере, перед домом 12а по Итальянской ул. Скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, архитектор Геннадий Карпович Челбргашев. Бронза, гранит. Высота скульптуры 310 см, постамента -160 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Иван Сергеевич Тургенев».
Иван Сергеевич Тургенев (1818— 1883), конечно, не так глубоко связан с Петербургом, как Пушкин или Достоевский, но памятник в Петербурге получил. По сообщениям очевидцев, во время одного из выездов в город губернатор остался недоволен запущенным видом площади Тургенева, распорядился благоустроить сквер и оживить его бюстом писателя, поскольку на полнофигурный памятник денег не хватит (см.: Безродный Н. <Лихачева Л.Н.> Бронзовая лихорадка настигла Петербург: долгая история трех будущих памятников // Коммерсантъ-daily. 1998. 12 февр. С. 20). В результате появилось распоряжение губернатора № 1300-р от 25.12.1997 «О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника-бюста И.С.Тургеневу» (1-й тур конкурса собирались провести в дек. 1997 г., второй тур - в первом квартале 1998 г., место установки - пл. Тургенева; предлагалось учесть перспективу сооружения памятного знака на месте снесенного Покровского собора). Однако еще до выхода этого распоряжения,
сразу же после объявления 22 ноября 1997 г. о конкурсе проектов бюста, раздались мощные протесты, в частности, к главному художнику города с открытым письмом обратились Д.С. Лихачев и его коллеги по Пушкинскому Дому. Они выразили недоумение проектом установки не полномасштабного памятника, а бюста, причем на Тургеневской пл. В письме предлагалось поставить именно памятник и были назвали два места: либо Б.Конюшенная ул. (близ д. 13, отмеченного в 1969 г. мемориальной доской работы архитектора В.Д.Попова), либо Манежная пл., поскольку с конца 1864 г. Тургенев жил на наб. Фонтанки (сейчас д. 38), а потом на Караванной, 14 (см.: Скатов Н.Н., Лихачев Д.С, Никитина Н.С. Здесь родилось «Дворянское гнездо» // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 3 дек.). Ни один из предложенных проектов бюста жюри не понравился. «Что касается бюста Тургенева, то, не найдя среди предложенных проектов ни одного, который бы ответил на все вопросы задания, жюри решило присудить лишь поощрительные премии и выставить проекты на обсуждение, с тем чтобы решить в дальнейшем, нужно ли устанавливать бюст, а не памятник, и годится ли для этого нынешняя площадь Тургенева» (Никонова О. Анна на гараже // Невское время. 1997. 26 дек.). Выставка проектов открылась 23 декабря 1997 г. в Союзе художников, в итоге было объявлено, что первое место занял проект бюста Неймана, Свешникова и Челбогашева, второе — Б.А. Петрова и В.Л.Спиридонова, третье — В.И. Винниченко (Гиндина Е. Предметы не первой необходимости // Вечерний Петербург. 1998.14 янв.), однако реализовывать эти работы никто уже не собирался. В итоге распоряжением губернатора № 1078-р от 29 октября 1998 г. «О проведении открытого конкурса на лучшую концепцию памятника И.С. Тургеневу й место его размещения» был объявлен конкурс на лучший проект не бюста, а памятника Тургеневу (конкурс предписывалось объявить в декабре 1998 г., материалы представить до 21 декабря 1998 г., выставка конкурсных работ должна была открыться 22 декабря, а на 28 декабря 1998 г. было намечено подведение итогов жюри). Первое место на конкурсе вновь занял проект Неймана и Свешникова, в качестве места размещения предложивших Старо-Манежный сквер [критику их проекта за низкий пьедестал и большие размеры памятника см. в статье: Мельников В.М. Двое с Манежной, или Девять «месячных» проектов... // На дне (Петербург). 1999. Февр. С. 8; в частности, Мельников отмечал: «Но победившему <...> мало места на всей Манежной площади, не то что в отведенном закутке за железной оградой»; см. также статью: Мельников В.М. Монумент для галочки // Вести. 1999.29 июня, в которой автор высказывался против установки памятника в сквере на Манежной пл. и предлагал установить памятник в северо-западной части Михайловского сада, на стилизованном «Бежином луге», что было предусмотрено проектом скульптора Т.В.Каракозовой и самого Мельникова], второе место — проект Б.А. Петрова й В. Л. Спиридонова, третье — проект Л.В. Аристова, М. Цхададзе, А.Иванова и В.С. Волонсевича. Памятник по проекту Неймана и Свешникова был заложен в Старо-Манежном сквере 2 ноября 1999 г. [Майдаченко Р. Бронзовый Тургенев на Манежной // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 3 но-яб.; Классика литературы и шефа русской контрразведки увековечат в бронзе // Смена. 1999. 3 нояб.; Щукина Л.А. Здравствуйте, Иван Сергеевич! // Новости от СВ (Петербург). 1999. 11 нояб. № 20]. На другой же день появилось распоряжение губернатора № 1163-р от 03.11.1999 «Об установке памятника Ивану Сергеевичу Тургеневу», в котором указывался срок — 2000 г. и место — Староманежный сад.
Нейман и Свешников сделали симулякр известной мраморной скульптуры «Юпитер» (I в. н.э.), хранящейся в Эрмитаже. Памятник хранит многие черты борьбы натурализма с соцреализмом, не случайно рецензент отметил наличие натуралистических деталей наряду с чертами сходства с Зевсом Фидия: «Есть в памятнике нечто героическое, но есть и стариковское, именно что подагрическое. Тяжелая палка, сросшаяся с пьедесталом, тяжелые одежды, пугающе тяжелая кисть левой руки в перчатке <...>. В то же время пуговицы неряшливо расстегнуты, из-за отворота торчит нелепое пенсне. Эта неудачная деталь, прямо скажем, разрушает целостный замысел. <...> Перед нами достижение официального искусства, не лишенное некоторых достоинств» (Саблин И.Д. Хороший, современный скульптура // Петербургский час пик. 2001. 22-28 авг. С. 15). Авторы, хотя и боролись с соцреализмом натуралистическими средствами, тем не менее попытались сохранить вытянутую вперед руку — главный итог всех соцреалистических поисков, их художественная вершина. Однако руку эту все же решили оправдать, и так возникли посох и сходство с эрмитажным Юпитером, довольно бессмысленное в случае с Тургеневым. По странному совпадению, сидящий Тургенев с посохом напоминает сидящего Гоголя с тростью работы В.П.Бублева, который планировалось разместить на той же Манежной пл. (об этом см. в комментарии к памятнику Гоголю). Ср.: «Сидит писатель внушительно в кресле, патриаршески на посох опираясь, и до странности смахивает на Ивана Грозного работы Марка Антокольского. Либеральный, чувствительный певец родной природы <...> странен в виде неистового деспота» (Колдобская М. Памятник школьной программе // Новое время. 2001. 2 сент. № 35. С. 7). Бронзовое изображение поражает своими гигантскими размерами, к тому же скульптура в два раза выше постамента, что дополнительно усиливает эффект («приземистый постамент, похожий на надгробье» — Саблин И.Д. Хороший, современный скулъптура // Петербургский час пик. 2001. 22-28 авг. С. 15). Можно считать размеры следствием натуралистического метода, ибо рост Тургенева составлял 190 см. «Я знал, что Тургенев большого роста. Но он превзошел мои ожидания. Он показался мне великаном <...>» (Толстой С.Л. Очерки былого. 3-е изд. исправленное и дополненное. Тула, 1968. С. 312; воспоминание относится к 1878 г.). Ср. с жутким впечатлением В.В.Розанова: «Физиологически отвратительное Тургенева заключалось в том, чего совершенно не видно на портрете, как известно — скорее поразительной красоты, гармонии и изящества: его крупная голова сидит не только на более крупном, но — неизмеримо более крупном теле, которое точно все распухло как у покойника-утопленника. Тело его, фигура его до того огромна, точно это какая-то мебель, а не живой, настоящий человек <...>» (Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. М., 2000. С. 347).
Крайне неудачно выбрано место для установки памятника; маленький Старо-Манежный сквер слишком мал для такого массивного монумента, а «элитный» дом (арх. М А. Рейнберг и А.Г. Шаров) является плохим и абсолютно бессмысленным фоном (им могло оказаться и новое здание Финского консульства, которое претендовало на этот участок). Вначале планировалось, что памятник будет располагаться на фоне глухой кирпичной стены (за этой стеной до строительства суперэлитного дома располагался Центр технического обслуживания «Спецавтоматика» производственного объединения «Севзапспецав-томатика», имевший адрес: ул. Ракова, 12), что было бы, несомненно, более выигрышно для монумента. Об отсутствии средств на создание и установку памятника см.: Есть хорошее начало // Новости от СВ (Петербург). 2000. 25 февр. № 3 (109). Об открытии памятника см.: Зарецкая Ж., Кутейникова Е. Сел Тургенев на Манежной // Вечерний Петербург. 2001. 14 авг.; Леусская Л. Где встретился Тургенев с Полиной Виардо: Памятник великому русскому писателю откроется сегодня на Манежной площади // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 14 авг.; Лурье Л., Полотовский С. Прогулка по Итальянской: от Бендера к Тургеневу // Коммерсантъ. Санкт-Петербург. 2001. 14 авг. С. 14 (памятник интерпретирован как продолжение линии сталинского классицизма); Милкин А. Улыбнитесь, Иван Сергеевич! // Невское время. 2001. 15 авг.; Орешкин А. Тургенев против распустех // Смена. 2001.15 авг. (отмечено, что бронзовый Тургенев похож на Я.Я.Неймана и главного художника Петербурга И.Г.Уралова); Беркович М. Тургенев украсил наш город своим появлением на Манежной площади // Новости от СВ (Петербург). 2001. Авг. — сент. № 14; Для Тургенева нашли подходящее место <Беседа Б.Пипия с Н.Никитинои, старшим научным сотрудником Пушкинского дома> // Независимая газета. 2001.30 окт. С. 8. В контексте всей скульптурной ситуации в СПб памятник рассмотрен в нашей статье: Тургенев, цари и кошечки // Московские новости. 2001. 16-22 окт. С. 25. До Тургенева в Старо-Манежном сквере на фоне кирпичной стены стояла полуразрушенная железобетонная «Мать» с двумя детьми — реликтовый экспонат садово-парковой глиптотеки послевоенного времени (1940-1950-е гг.).

 /БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда - Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/