Home Работы Памятники Памятник-бюст Э.Тельману.

Памятник-бюст Э.Тельману.

ТЕЛЬМАН, Эрнст (1886-1944) THALMANN, Ernst

Председатель коммунистической партии Германии, депутат рейхстага, убит в концлагере Бухенвальд.

Октябрьская наб., 50

Памятник-бюст Э.Тельману

Памятник-бюст Э.Тельману открыт 19 апреля 1986 г. перед административным корпусом Комбината тонких и технических сукон им. Э.Тельмана (ныне ОАО «Невская мануфактура»). Авторы — ск. Я.Я.Нейман, арх. Ф. А. Гепнер. Портретный бюст выполнен в технике медной выколотки. Голова Э. Тельмана повернута вправо, что придает динамику композиции. Сзади справа на срезе бюста монограмма скульптора и дата: //ЯН 86// [Я.Я.Нейман 1986 г.- O.K., Б. Т.]. Полированный прямоугольный постамент высечен из блока черно-красного гранита. На лицевой стороне и правой грани укреплен горельеф, составленный из изображения поднятых вверх и сжатых в кулак кистей рук, держащих знамя и молот (медная выколотка). В нижней части горельефа расположена надпись: //ЭРНСТ ТЕЛЬМАН//. Памятник выполнен на комбинате «Скульптура». Открытие бюста приурочено к 100-летию со дня рождения Э. Тельмана.

Высота бюста — 0,70

Высота постамента -2,90

/Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. О.А.Кривдина, Б.Б.Тычинин. — СПб./

 

Бюст Э. Тельмана. Открыт 19 апреля 1986 г. Установлен около проходной комбината тонких и технических сукон им. Эрнста Тельмана (Октябрьская наб., 50). Скульптор Ян Янович Нейман, архитектор Филипп Аронович Гепнер. Выколотка по меди, гранит Высота бюста 1,5 нат.вел., высота постамента - 200 см. На лицевой стороне постамента выбита надпись: «Эрнст Тельман».
Тельман (Thalmann) Эрнст (1886-1944), деятель германского и международного рабочего движения, одна из знаковых фигур антифашистского дискурса. Имя Тельмана комбинат носил с 1936 г. Памятник был открыт в день коммунистического субботника (последняя суббота перед днем рождения Ленина, отмечавшимся 22 апреля) — сакрального мероприятия, формы бесплатной, «добровольной» (согласно официальной доктрине) работы советских трудящихся на благо общества (проводился с апреля 1969 г.). В заметке, посвященной открытию бюста, подчеркивалось, что он открыт в честь 100-летия Тельмана и в дни, когда проходит XI съезд Социалистической единой партии Германии, на котором 18 апреля выступил генсек КПСС М.С.Горбачев (см.:
Трефилов Ю. Обелиск у проходной // Вечерний Ленинград. 1986. 19 апр.). Характерна подпись под фотографией в газете: «Цветы к памятнику возлагают лучшие работницы комбината во главе с деле гатом XXVII съезда КПСС Р.Н.Орловой». См. также: Крайнев В. Пламенному борцу-антифашисту // Смена. 1986. 20 апр. Образец соцарта представлен в заводской многотиражке: «14 часов 30 минут. На площадке рядом с корпусом отделочного производства фабрики тонких сукон трудящиеся комбината собрались на митинг. Сюда пришли с семьями, с детьми, здесь пионеры 350-й школы и 403-й школы города Пушкина. Пришли и взрослые, и дети, чтобы участвовать в торжественном открытии бюста Эрнста Тельмана. В президиуме митинга -секретарь Невского РК КПСС В.П.Сидельников, руководители комбината, ветераны труда и войны. Митинг открывает секретарь парткома комбината Н.В.Касюков. Выступают ветеран предприятия Н.Ф. Лаптева, генеральный директор А.Н.Могильный, ткачиха, делегат XXVII съезда КПСС Р.Н.Орлова, ученица 403-й школы города Пушкина Марина Самсонова, представитель Ленинградской секции Советского комитета ветеранов войны В.Ф.Глазков. Они говорят об огромной роли, которую сыграл Эрнст Тельман в мировом коммунистическом движении, о тех патриотических и интернациональных традициях, которые живут в коллективе комбината <...>» (Пеньков О.Д. На празднике труда // Красный ткач: Орган парткома, профкома <...> комбината имени Эрнста Тельмана. 1986. 28 апр. № 18. С. 1-2). Сообщение построено на назывании фамилий и, главное, должностей выступающих — содержание выступлений целиком вытекает из ситуации, всем известно заранее и может быть обобщенно описано несколькими ритуальными фразами. Фамилия скульптора не названа — в соцреализме индивидуальное авторство значения не имеет. В этой же эстетике создан и бюст, вполне безликий, стандартный, хотя искусствовед той поры и попытался доказать обратное. Но чем больше слов, тем яснее, что продукт стандартизован и опирается на самые распространенные визуальные символы: «Ассоциации с гамбургскими мостовыми — местом революционного крещения Тельмана — вызывает выложенная диабазовыми плитами площадка, на которой установлен бюст. На двухметровой гранитной стеле хорошо известные символы: кулаки в приветствии „Рот-Фронт!", знамя с серпом и молотом и надпись „Эрнст Тельман". <...> Целеустремленность, динамизм отличают <...> образ <...>, в энергичном движении повернута голова, в выразительном взгляде — спокойствие и сила. <...> В современной скульптуре, к сожалению, редко изображение глаз наполнено психологическим смыслом. В портрете Тельмана автору удалось этого добиться» (Бойко А. Герою и человеку // Смена. 1986.18 июня).

/БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда - Петербурга 1985-2003 гг. Текст: Михаил Золотоносов Фото: Юрий Калиновский. СПб. «Новый Мир Искусства»/